Организация покупает товар для перепродажи…
РАССМОТРЕВ ВАШ ВОПРОС, МЫ ПРИШЛИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВЫВОДУ:
В момент внесения предоплаты за товар организация отражает дебиторскую задолженность продавца на счете по учету выданных авансов (60). Первичными учетными документами будут авансовый отчет работника и кассовый чек, пробитый продавцом на сумму предоплаты.
Приобретенные товары организация принимает к учету на дату их получения по цене, указанной в накладной, оформленной продавцом и переданной вместе с товаром. В момент оприходования товара сумма внесенной за него предоплаты зачитывается в счет погашения задолженности за товар. Разница между суммой предоплаты и стоимостью товара по накладной погашается после внесения доплаты сотрудником на дату авансового отчета.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:
Отношения в рамках договора купли-продажи регулируются главой 30 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 485 ГК РФ по договоренности сторон договора купли-продажи продавец может изменить цену товара.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) предписывает все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформлять оправдательными документами (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Они являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
В момент внесения предоплаты за товар на ее сумму у организации возникает дебиторская задолженность продавца. Предположим, аванс за товар составил 1180 руб. Эту сумму внес сотрудник организации — покупателя наличными денежными средствами, выданными ему под отчет. На сумму аванса продавец должен пробить кассовый чек (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13854/05).
Согласно п. 9 ст. 171 НК РФ сумму НДС, исчисленного с суммы внесенной предоплаты, можно заявить к вычету. Право на такой вычет возникает у покупателя, если договор с продавцом заключен в письменной форме и содержит условие о предварительной оплате товара (работ, услуг), а также расчеты за товар (работы, услуги) ведутся в безналичной форме (см. письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39).
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации организация рассчитывается с продавцом наличными, она не сможет предъявить к вычету НДС, начисленный продавцом на сумму предоплаты.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 71, а с поставщиками — на счете 60. При этом авансы выданные отражаются на отдельном субсчете, открытом к счету 60.
В бухгалтерском учете выдача работнику денежных средств под отчет и внесение предоплаты за товар отражается следующими записями:
Дебет 71 Кредит 50
— 1180 руб. — выданы из кассы наличные сотруднику под отчет;
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 71
— 1180 руб. — внесен аванс за товар.
Дебиторская задолженность продавца в размере 1180 руб. отражается на счете 60 на основании авансового отчета, составленного работником, и кассового чека, выданного продавцом товара на сумму предоплаты.
Реализация товара происходит в момент его передачи. Вместе с товаром продавец предоставляет покупателю накладную (п. 2 ст. 456 ГК РФ). В ней отражается цена товаров, по которой они фактически были реализованы (с учетом ее повышения).
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, торговая накладная является первичным учетным документом, на основании которого организации принимают к учету приобретенный товар.
Вернемся к примеру. Допустим, что на день передачи товара организации установленная на него продавцом цена составляла 1100 руб. без НДС, а с НДС — 1298 руб. Эти суммы будут отражены в накладной на отпуск товара и в счете-фактуре. По этой накладной покупатель приходует товар (признает у себя в учете расходы на приобретение товара) проводкой:
Дебет 41 Кредит 60
— 1100 руб. — оприходован купленный товар;
Дебет 19 Кредит 60
— 198 руб. — отражена сумма НДС по оприходованному товару (на основании счета-фактуры продавца);
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
— 1180 руб. — зачтена внесенная за товар предоплата;
Дебет 68 Кредит 19
— 198 руб. — НДС принят к вычету.
В момент оприходования товара у покупателя возникла задолженность перед продавцом на разницу между суммой предоплаты, внесенной за товар, и его стоимостью по накладной. В рассматриваемом примере такая разница равна 118 руб. (1298 руб. — 1180 руб.).
Если организация будет погашать ее наличными, то проводки будут следующие:
Дебет 71 Кредит 50
— 118 руб. — выданы сотруднику денежные средства под отчет;
Кредит 60 Дебет 71
— 118 руб. — внесена доплата за товар (на основании авансового отчета и кассового чека на сумму доплаты).
К СВЕДЕНИЮ:
В соответствии с Указанием ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У, расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.
Еще статьи из этого раздела
- Некоммерческая организация (благотворительный фонд) безвозмездно…
- Какие еще документы, кроме акта (ф. 0504230) необходимы для подтверждения списания в бухгалтерском учете строительных материалов на текущий ремонт помещения хозяйственным способом?
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, выполнила работы строительного подряда, отразила выручку в 2016 году исходя из договорной стоимости (1 млн. руб.), предъявила подрядчику НДС. Организацией был получен аванс в размере 500 тыс. руб., но заказчик отказался принять работы, акт выполненных работ не был подписан. Затем на этапе подготовки документов в суд контрагент согласился принять работы по стоимости, меньшей первоначальной, вследствие уменьшения объемов выполненных работ (на сумму 800 тыс. руб.). Организация не стала оспаривать новую стоимость. Заказчик требует документы на сумму 800 тыс. руб. и только после этого готов оплатить остаток в 300 тыс. руб. Как следует отразить изменение стоимости выполненных работ в результате пересмотра объема работ в сторону уменьшения в бухгалтерском и налоговом учете организации?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?