Вопрос:

Есть ли какие-либо ограничения в антимонопольном законодательстве РФ о том, какую долю на рынке (в процентном или ином соотношении) может занимать одна организация, реализующая конкретный вид товара?

Ответ:
Антимонопольное законодательство не предусматривает предельно допустимого размера доли хозяйствующего субъекта на рынке того или иного товара.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) направлен в том числе на предупреждение и пресечение монополистической деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 2 этого Закона). Однако под монополистической деятельностью понимается только злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Под доминирующим же положением понимается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), которое дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять им доступ на рынок. Таковым по общему правилу признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, хотя антимонопольный орган может признать доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на этом рынке составляет меньший размер, но может признать и что положение субъекта, несмотря на превышение указанной величины, фактически не является доминирующим (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции). По общему правилу не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%, однако в предусмотренных законом случаях возможны исключения из этого правила (ч. 2 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Обратим внимание, что оценка положения хозяйствующего субъекта осуществляется применительно к товарному рынку, существующему в определенных границах (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Границы товарного рынка определяются в порядке, установленном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220.

Более того, Закон о защите конкуренции не оперирует термином «монополия» самим по себе. В этом Законе упоминается только «естественная монополия», подразумевающая состояние рынка, исключающее конкуренцию (ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»). Но и в этом случае регулирование осуществляется через признание положения субъекта естественной монополии доминирующим (ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Соответственно, даже обладание на определенном рынке какого-либо товара долей в 100%, что на практике и именуется «монополией», Законом о защите конкуренции расценивается только как доминирующее положение и само по себе в качестве нарушения (монополистической деятельности) не рассматривается.

Вместе с тем в отношении субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение, установлен ряд запретов и ограничений, направленных на защиту конкуренции. Им запрещается злоупотреблять доминирующим положением, то есть совершать действия (допускать бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц (смотрите ст.ст. 6, 7, 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции).

Также антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (п. «а» п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Организации, включенные в такой реестр, подпадают под контроль за экономической концентрацией (глава 7 Закона о защите конкуренции) вне зависимости от финансовых показателей их деятельности (иные субъекты подпадают под такой контроль при определенных показателях размеров активов или выручки). Это означает, что определенные действия они могут совершать только с предварительного согласия антимонопольного органа.

К таковым относятся, во-первых, действия, направленные на создание, слияние и присоединение коммерческих организаций лишь (ст. 27 Закона о защите конкуренции). Во-вторых, к таким действиям относится совершение сделок по приобретению свыше установленных законом пределов акций, долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, а также об осуществлении функций единоличного исполнительного органа других организаций и позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории России хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности, а также о приобретении основных производственных средств, стоимость которых превышает 25% активов продавца (ст. 28 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем антимонопольное законодательство непосредственно не связывает допустимость подобных действий с тем или иным размером доли создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций на товарном рынке. В таких случаях антимонопольным органом оценивается в целом влияние этих действий на состояние конкуренции (п. 21 ст. 4 Закона о защите конкуренции, п. 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС от 20 сентября 2007 г. N 293, п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС от 20 сентября 2007 г. N 294).


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.