Интервью председателя Советского районного суда города Воронежа
Александра Николаевича Какурина о IX Всероссийском съезде судей

В начале декабря в Москве прошел IX Всероссийский съезд судей. Среди его делегатов представители высших российских судов, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, мировые судьи, представители конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

Об итогах работы съезда рассказал член делегации Воронежской области, председатель Советского районного суда города Воронежа Александр Николаевич Какурин.

— Александр Николаевич, поделитесь своими впечатлениями от IX Всероссийского съезда судей. Какие вопросы обсуждались на съезде?
— Съезд традиционно проходил в Колонном зале Дома союзов. На съезд было избрано 779 делегатов, в том числе 10 – от Конституционного Суда Российской Федерации, 16 – от конституционных (уставных) судов, 20 – от Верховного Суда Российской Федерации, 159 – от областных и приравненных к ним судов, 200 – от районных судов, 84 – от мировых судей, 88 – от военных судов, 202 – от арбитражных судов.
Безусловно, съезд – это единственный форум, в работе которого принимают участие судьи всех уровней судебной системы страны, всех регионов, именно поэтому так важен обмен мнениями по возникшим проблемам, выработка единых принципов и подходов к их разрешению.
На съезде обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся как развития судебной системы в целом, так и отдельных проблем: оптимизации судоустройства, развития процессуального законодательства, укрепления статуса судей и сотрудников аппарата судов.

— Выступая перед делегатами съезда, Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на загруженность российских судов. Какие были намечены пути для решения этой проблемы?
— Пожалуй, вопрос загруженности судов – не самый главный. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были сформулированы принципы развития судебной системы.
Президент отметил, что съезд – значимое событие не только для судебной системы, для всех правоохранительных органов, но и для всей страны.
В.В. Путин обратил внимание на изменения в системе судов — объединение высших судов, а также на появление нового Кодекса об административном судопроизводстве, Закона о третейском разбирательстве.
Президент подчеркнул, что жизнь, развитие страны требуют корректировки, настройки правовой системы и законодательства, однако отметил, что стабильность и предсказуемость законов – общая для всех цель, гарантия качества национальной юрисдикции.
В.В. Путин отметил необходимость разработки новой уголовной политики с расширением гуманизации, дальнейшее внедрение электронных технологий в деятельность судов, выработку рекомендаций по оптимизации нагрузки судей, применение упрощённого порядка рассмотрения ряда категорий дел.
Президент также обратил внимание на необходимость укрепления статуса судей, гарантий независимости, оптимизации судопроизводства, повышение открытости, прозрачности правосудия.
В.В.Путин подчеркнул важность кадрового вопроса,   остановился на том, что основная ответственность за профессиональные и личные качества кандидатов на судейские должности возложена на квалификационные коллегии судей, работа которых требует совершенствования.

— В повестке дня съезда были вопросы совершенствования уголовного судопроизводства. Какие предложения внесены?
— Вопросы совершенствования уголовного процесса были отражены в докладе председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева. Он отметил, что приняты федеральные законы, направленные на повышение открытости и прозрачности правосудия, эффективности и качества рассмотрения судебных дел, гуманизации уголовного законодательства.
В.М. Лебедев подчеркнул, что в уголовном судопроизводстве значительное влияние на судебную практику оказали разъяснения пленума Верховного Суда Российской Федерации по делам о терроризме, экстремизме, коррупции, по применению законодательства, регулирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности, о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, о практике назначения уголовного наказания, а также об особенностях уголовной ответственности предпринимателей. Все эти вопросы были предметом постоянного мониторинга Верховного Суда Российской Федерации, что, безусловно, нашло отражение и в правоприменительной практике.
Верховный Суд Российской Федерации формирует судебную практику, обеспечивающую разумный баланс между защитой общества от преступлений и дифференциацией мер уголовной ответственности с учётом принципа индивидуализации наказания.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что сохраняются достаточные правовые условия для дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Введён новый институт назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобождении виновного от уголовной ответственности. В.М. Лебедев подчеркнул, что это направление заслуживает дальнейшего развития, в частности, путём разработки понятия уголовного проступка и мер уголовно-правового воздействия. Введение уголовного проступка позволит исключить некоторые составы из числа уголовно наказуемых деяний.
В.М. Лебедев затронул также и вопросы оптимизации служебной нагрузки судей, указав, что уменьшению служебной нагрузки будут способствовать определение оптимальных сроков рассмотрения дел, совершенствование порядка извещения лиц, участвующих в деле, в том числе с использованием информационных технологий, дальнейшее развитие упрощённых форм судопроизводства, расширение институтов досудебного и внесудебного урегулирования споров, сокращение категорий гражданских дел, по которым составляются мотивированные судебные решения.

— На съезде была затронута ставшая резонансной тема конфликта интересов. Каковы пути его решения?
— Выступившая перед делегатами съезда председатель Федерального арбитражного суда Уральского округа И.В. Решетникова предложила исключить из Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, пункты 3 – 5 статьи 9, указав, что произошло смешение статусных и процессуальных требований, предъявляемых к судье. Отметила, что указанные вопросы находятся в компетенции законодателя. Съездом было принято такое решение.

— На съезде были обозначены векторы развития судебной системы на ближайшие четыре года. Какие цели ставит перед собой судейское сообщество на этот период?
— Основные цели сформулированы в постановлении IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года: оптимизация судоустройства и судопроизводства, полное финансирование как судебной системы в целом, так и законодательных положений, регулирующих материальные и социальные гарантии судей, принятие федерального конституционного закона о создании кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, принятие закона «О судебной службе в Российской Федерации».



— В работе IX Всероссийского съезда судей съезда принимали участие глава Генеральной дирекции по правам человека и верховенства права Совета Европы Филипп Буайя и председатель Европейского суда по правам человека Гвидо Раймонди. Как судейским сообществом были встречены их выступления?

— Действительно, с приветственным словом к делегатам IX Всероссийского съезда судей обратились председатель Европейского суда по правам человека Гвидо Раймонди и глава Генеральной дирекции по правам человека и верховенства права Совета Европы Филипп Буайя.
В своем выступлении Гвидо Раймонди подчеркнул, что Россия уже не занимает первое место по числу жалоб. Присоединение России к Конвенции о защите прав человека и основных свобод означает субсидиарность норм Конвенции. Следуя принципу субсидиарности, национальный судья является непосредственным судьёй Конвенции. ЕСПЧ вырабатывает принципы защиты прав человека, рассматривая тысячи жалоб. Гвидо Раймонди указал на то, что принципы верховенства права и правовой определённости должны обеспечиваться национальными судьями. Он отметил как положительную практику «встраивания» практики ЕСПЧ в судебные решения. В заключение Гвидо Раймонди сказал, что ЕСПЧ и далее будет развивать сотрудничество с Российской Федерацией.
Глава Генеральной дирекции Совета Европы по правам человека и верховенству права Филипп Буайя в своем выступлении отметил, что налажены тесные связи с российской правовой системой. Это обусловлено исторической принадлежностью России к Европейской правовой семье. Филипп Буайя заявил, что роль Совета Европы, Страсбургского суда заключается в поддержке судейского корпуса, обеспечении доверия к судебной власти и защиты прав человека, мирного межгосударственного сотрудничества через право. Он обратил внимание на то, что система Европейской конвенции о правах человека является субсидиарной по отношению к национальным судебным органам, а передовые образцы судебной практики являются частью правовой системы. Филипп Буайя отметил тесное взаимодействие с Верховным Судом Российской Федерации, указав, что часть постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации уже переведена на английский язык. Девиз Совета Европы: «если кому-то и следует доверять, пусть это будет судья». Совет Европы после вступления в него России «стал подлинно панъевропейской организацией, основанной на общем уникальном правовом пространстве». Филипп Буайя призвал следовать общей цели – эффективной защите 800 миллионов европейских граждан, развивая взаимное доверие и оказывая друг другу взаимную поддержку.

— На съезде был обновлен состав органов судейского сообщества. Как вы оцениваете изменения?
— Обновление – это неизбежность, новые люди высказывают новые идеи, ставят новые цели и стремятся их достигнуть. Нашим органам судейского сообщества можно только пожелать плодотворной работы.

— Александр Николаевич, что бы вам хотелось отметить в заключение?
— Хотелось бы пожелать всем судьям и работникам аппаратов судов высокого профессионализма, новых успехов, умения находить в установленные законом сроки справедливое и верное решение, глубокого удовлетворения от их повседневной деятельности и достойной заработной платы.

Справка:
Всероссийский съезд судей – высший орган судейского сообщества – созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.



×