Вопрос:
28 апреля 2017 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Законодательство не предусматривает требования о формировании должником, в отношении которого проводится процедура конкурсного производства, промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (исключения предусмотрены лишь применительно к процедуре банкротства кредитных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности организация, ликвидированная вследствие признания ее банкротом, должна отразить в пассиве баланса […]
Ответ:По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодательство не предусматривает требования о формировании должником, в отношении которого проводится процедура конкурсного производства, промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (исключения предусмотрены лишь применительно к процедуре банкротства кредитных организаций).
При составлении заключительной бухгалтерской отчетности организация, ликвидированная вследствие признания ее банкротом, должна отразить в пассиве баланса неудовлетворенные требования кредиторов (в том числе те, которые не были заявлены). Одновременно в пассиве баланса отражаются убытки. Итоговая строка баланса должна быть равна нулю.
Обоснование позиции:
Необходимость составления АО промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса
По общему правилу хозяйственные общества (в том числе АО) ликвидируются в порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64.2 ГК РФ. Этот порядок предполагает, в частности, необходимость составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (п. 2 и п. 6 ст. 63 ГК РФ).
О составлении промежуточного ликвидационного баланса руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган по форме N Р15001 (утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), представлять в регистрирующий орган сам промежуточный ликвидационный баланс при этом не требуется.
Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами и вместе с иными необходимыми документами представляется в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемой организации для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).
В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63, абзац второй п. 4 ст. 62 ГК РФ). При этом общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила (п. 6 ст. 61 ГК РФ).
Законодательство не предусматривает требования о формировании должником, в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (исключения предусмотрены лишь применительно к процедуре банкротства кредитных организаций) (ст. 189.98 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон N 127-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 147 Закона N 127-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К такому отчету должны быть приложены, в частности, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов (п. 2 той же статьи, смотрите также приложение 4 к приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195). Как показывает судебная практика, к таким документам относится и заключительный («ликвидационный») баланс (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 N 09АП-895/17). Такой подход обосновывается, в частности, тем, что законодательством прямо не установлено, что должником, в отношении которого открыто конкурсное производство, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс не формируются. Однако нужно учитывать, что функция балансов, составляемых в ходе конкурсного производства и по его итогам, отличается от функции промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
В силу п. 1 ст. 149 Закона N 127-ФЗ после рассмотрения отчета арбитражного управляющего арбитражный суд выносит либо определение о прекращении производства по делу о банкротстве, либо определение о завершении конкурсного производства. В первом случае решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению, а во втором случае арбитражный суд направляет определение о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган. Указанное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в регистрирующий орган (п.п. 2 и 3 той же статьи, а также п. 2 ст. 21 Закона N 129-ФЗ). Составлять и представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс при этом не требуется (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 14.09.2009 N А65-25680/2008, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 N 19АП-859/10).
Бухгалтерская отчетность лица, ликвидируемого в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве)
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности организаций регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (далее — ПБУ 4/99).
Отметим, что законодательство о бухгалтерском учете не содержит особых правил составления отчетности организациями, находящимися в состоянии банкротства.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате ликвидации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Соответственно, до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организация в общем порядке осуществляет формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, в том числе доходах и расходах, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1, ст. 5 Закона N 402-ФЗ).
Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица предусмотрены ст. 17 Закона N 402-ФЗ. В ч. 1 данной статьи указано, что отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 17 Закона N 402-ФЗ, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется арбитражным управляющим на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса*(1) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (ч. 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ).
В пп. 9 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ указано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Однако в настоящее время соответствующие федеральные стандарты отсутствуют, в связи с чем до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Так, п. 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н, определено, что заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 и приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н) в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией. Смотрите также письма ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101, УФНС России по г. Москве от 24.05.2012 N 16-15/045927.
Согласно п. 9 ст. 142 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (смотрите также постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2011 N Ф10-3463/11 по делу N А62-7890/2009).
Полагаем, что при составлении заключительной бухгалтерской отчетности валюта баланса должна быть равной нулю.
По нашему мнению, при составлении заключительной бухгалтерской отчетности организация, ликвидированная вследствие признания ее банкротом, должна отразить в пассиве баланса неудовлетворенные требования кредиторов (в том числе те, которые не были заявлены). Одновременно в пассиве баланса отражаются убытки. Итоговая строка баланса должна быть равна нулю.
Обращаем Ваше внимание, что в ответе выражено наше экспертное мнение.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица;
— Энциклопедия решений. Отчетный период, отчетная дата в целях составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
6 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) На практике в ходе конкурсного производства промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс все же составляются.
В законодательстве отсутствуют четкие разъяснения о порядке составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов. При этом по вопросу необходимости отражать в этих документах не заявленную и не востребованную в процессе ликвидации организации кредиторскую задолженность существуют противоположные точки зрения.
По мнению некоторых судов, основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс должника требований кредиторов, которые не были предъявлены ликвидатору, отсутствуют (например, постановления ФАС Поволжского округа от 31.07.2009 N А12-2551/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2008 N Ф04-6748/2008(17478-А02-37)).
В то же время ряд специалистов придерживается позиции, что в промежуточном ликвидационном балансе и в ликвидационном балансе подлежит отражению вся кредиторская задолженность должника (как заявленная, так и не заявленная). Находит поддержку такая позиция и в судах (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2013 N Ф03-488/13 по делу N А51-5671/2012).
Еще статьи из этого раздела
- Некоммерческая организация (благотворительный фонд) безвозмездно…
- Какие еще документы, кроме акта (ф. 0504230) необходимы для подтверждения списания в бухгалтерском учете строительных материалов на текущий ремонт помещения хозяйственным способом?
- Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, выполнила работы строительного подряда, отразила выручку в 2016 году исходя из договорной стоимости (1 млн. руб.), предъявила подрядчику НДС. Организацией был получен аванс в размере 500 тыс. руб., но заказчик отказался принять работы, акт выполненных работ не был подписан. Затем на этапе подготовки документов в суд контрагент согласился принять работы по стоимости, меньшей первоначальной, вследствие уменьшения объемов выполненных работ (на сумму 800 тыс. руб.). Организация не стала оспаривать новую стоимость. Заказчик требует документы на сумму 800 тыс. руб. и только после этого готов оплатить остаток в 300 тыс. руб. Как следует отразить изменение стоимости выполненных работ в результате пересмотра объема работ в сторону уменьшения в бухгалтерском и налоговом учете организации?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Автошкола создана в форме частного образовательного учреждения. Частное образовательное учреждение ведет деятельность за счет средств, полученных от оказания образовательных услуг. Как автошколе следует именовать раздел III бухгалтерского баланса?