Что ждет сферу образования в 2018 году?

Одной из важнейших задач в данной сфере в текущем году является разработка документа, охватывающего все уровни образования, – отраслевой стратегии развития образования, и эта работа уже начата, сообщила Министр образования и науки РФ Ольга Васильева 14 марта на расширенном заседании коллегии министерства, посвященного подведению итогов его деятельности в 2017 году и обнародованию задач на 2018 год. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.

Кроме того, продолжится реализация пяти приоритетных проектов:

  • «Создание современной образовательной среды для школьников»;
  • «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»;
  • «Доступное дополнительное образование для детей»;
  • «Вузы как центры пространства создания инноваций»;
  • «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий».

Помимо этого, по словам министра, государственная программа «Развитие образование» (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Отметим, что уже сейчас указанная госпрограмма содержит три новых ведомственных проекта (разработанных Минобрнауки России), не предусмотренных ее предыдущей редакцией: по обеспечению условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах (как на уроках физкультуры, так и во внеурочное время), популяризации олимпиадного движения по общеобразовательным предметам и созданию специального информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов «Поступай правильно».

Рассмотрим, реализация каких конкретно мероприятий в рамках всех перечисленных выше проектов запланирована на каждом уровне образования.

Дошкольное образование

Предоставят ли родителю налоговый вычет на образование, если ребенок платно обучается в дошкольной образовательной организации? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В текущем году число детей в возрасте от трех до семи лет, обеспеченных доступным и качественным образованием, планируется довести до 100% во всех регионах страны. Данный показатель уже достигнут в 72 субъектах РФ, в шести регионах он составляет 95-99% и лишь в семи – менее 95%. Хуже обстоят дела с доступностью дошкольных учреждений для детей от двух месяцев до трех лет – только 79,8% малышей обеспечены местами в них. Исправить ситуацию призван ведомственный проект по содействию регионам в создании дополнительных мест для детей до трех лет, в 2018 году на него выделено 24,5 млрд руб. Согласно предусмотренным проектом срокам к 2021 году на каждого ребенка до трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Еще одна задача на этом уровне – обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования во всех дошкольных образовательных организациях.

Общее образование

Как отметила Ольга Васильева, обеспечение современных условий обучения в школах включает в себя не только создание новых мест в образовательных организациях (за счет строительства новых школ или выкупа и перепрофилирования под них иных зданий, а также проведения капитального ремонта и создания надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения), но и ликвидацию многосменного обучения. На сегодняшний день в ряде регионов сохраняется практика обучения в две и даже в три смены, полностью ликвидировать ее удастся, по словам министра, только к 2025 году – к этому времени предполагается создать около 6,5 млн новых мест в школах. Нельзя не отметить, что для выполнения этого плана темпы введения в эксплуатацию новых школьных площадей нужно ускорить, так как в прошлом году было создано всего 56 888 новых мест.

Важной задачей является систематическое обновление содержания общего образования путем модернизации ФГОС, а также изменение подходов к формированию федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, а именно: более серьезный контроль за содержанием все возрастающего количества учебников. Так, например, президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая уверена в необходимости создания концепции единого учебника русского языка (по аналогии с единым учебником истории), поскольку в настоящее время в перечень включены 80 учебников по русскому языку и литературе.

Также в текущем году будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Ольга Васильева напомнила, что в настоящее время уже утверждены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшее время, по словам министра, будут утверждены концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. Кроме того, в течение года предполагается разработать и утвердить предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться оценке качества общего образования. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подчеркнул, что в прошлом году была создана единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений, включающая в себя итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования и участие России в международных исследованиях. В текущем году увеличится охват ВПР: если в прошлом году в них приняли участие более 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов, то в этом году проверка затронет еще и шестиклассников (приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»). Учеников 9-х классов ждет новое испытание – устное собеседование по русскому языку. В апреле текущего года все регионы России примут участие в его апробации, обязательным же оно станет с 2019 года. ЕГЭ, по словам руководителя Рособрнадзора, в этом году содержательно не изменится. Со следующего же учебного года все задания в рамках экзамена по информатике будут выполняться на компьютере (исключаются задания «на листочках»), а китайский язык станет пятым иностранным языком, который можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору (сейчас выпускники могут выбрать экзамен по английскому, испанскому, немецкому или французскому языкам).

Помимо знаний учеников, оценке подлежит и компетентность учителей. В прошлом году 4,5 тыс. педагогов из 13 регионов приняли участие в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, разработанной Московским педагогическим государственным университетом. Каждому учителю были направлены результаты оценки с указанием на то, какие вопросы и темы ему следует внимательнее изучить, и необходимые для этого методические рекомендации. В следующем году планируется внедрить такую оценку по всем предметам, но ее результаты, по словам Сергея Кравцова, не могут являться основанием для каких-либо административных решений в отношении учителя, например о его увольнении.

Важно, что применяемый с прошлого года в контрольной деятельности Рособрнадзора риск-ориентированный подход уже позволил сократить число годовых проверок школ на треть. Как сообщил руководитель ведомства, в 2018 году будут проверяться в первую очередь образовательные организации, не объективно проводившие предметные олимпиады и награждавшие медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Продолжится работа по созданию федеральной сети детских технопарков «Кванториум» – планируется создание еще как минимум семи единиц. На сегодняшний день в 51 технопарке на территории 39 регионов на бесплатной основе постоянно обучаются 45 тыс. детей, а более 400 тыс. – активно вовлечены в их деятельность. Кроме того, предполагается создать не менее 31 регионального модельного центра дополнительного образования – данные учреждения призваны осуществлять организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сейчас они функционируют в девяти субъектах РФ, и в этих же регионах применяется персонифицированное финансирование: 124 тыс. детей получили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Отдельным направлением дополнительного образования является отдых и оздоровление детей. Напомним, именно Минобрнауки России теперь координирует деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444). В прошлом году организованными формами отдыха были охвачены почти 6,6 млн детей. Однако нельзя не отметить, что абсолютное большинство организаций отдыха – 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием, которые, по мнению экспертов, не обеспечивают полноценного отдыха (всего в 2017 году на территории России функционировали 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей, из них стационарных – 2357, санаторно-оздоровительных – 609, лагерей труда и отдыха – 4718, палаточных лагерей – 2150). Поэтому Минобрнауки России выступает за создание новых лагерей, особенно стационарных, но только при условии их соответствия всем нормативным требованиям, отметила Ольга Васильева.

Важно, что практически в каждом регионе сформированы реестры учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в которых содержатся сведения об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и др.).

Кроме того, уже во время летней оздоровительной кампании этого года с детьми будут работать профессиональные вожатые – в 11 вузах сейчас идет подготовка по образовательному модулю «Основы вожатской деятельности».

Среднее профессиональное образование

Одна из основных задач на этом уровне – разработать примерные основные образовательные программы с учетом потребностей работодателей и международных требований и сформировать сеть образовательных организаций с условиями (материально-технической и учебно-методической базой) для реализации программ СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Напомним, в прошлом году в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся в учреждениях профессионального образования началась апробация демонстрационного экзамена, предусматривающего проверку умений и навыков выпускников путем моделирования реальных производственных условии. Успешно сдавшие его лица получают документ, подтверждающий уровень их профессиональной компетенции в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport). Сведения о выданных паспортах компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов и могут использоваться для подбора персонала предприятиями-работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена. При этом представители предприятий могут присутствовать непосредственно при проведении экзамена.

В то же время эксперты отмечают, что до повсеместного внедрения демонстрационного экзамена – разработка макетов контрольно-измерительных материалов для его проведения включена в планы Минобрнауки России на текущий год – необходимо закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в нормативных актах.

Для того чтобы подготовить специалистов в соответствии с указанными стандартами и провести экзамен, необходимы современное оборудование и расходные материалы, поэтому для модернизации материально-технической базы профессиональным образовательным организациям планируется оказывать государственную поддержку. Кроме того, в ходе состоявшегося 6 марта в Екатеринбурге совещания по вопросу развития системы среднего профессионального образования Президент РФ Владимир Путин анонсировал возможность создания в ближайшее время на территории всей страны центров опережающей профессиональной подготовки, на базе которых будет осуществляться обучение студентов и переподготовка преподавателей, а также повышение квалификации уже работающих специалистов. Отметим, что подготовка кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, входящих в так называемый ТОП-50, ведется сейчас на базе межрегиональных центров компетенций, созданных в семи субъектах РФ.

Высшее образование

На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию системы высшего образования по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, в том числе за счет вхождения в мировые рейтинги лучших вузов, и формирование опорных университетов, а также центров инновационного, технологического и социального развития региона. На сегодняшний день статус таких центров имеет 51 университет в 39 субъектах РФ, но Минобрнауки России рассчитывает, что в ближайшее время они будут созданы в каждом регионе.

При этом важно отметить, что этап массовых проверок вузов завершен – по итогам проведенных Рособрнадзором за четыре предыдущих года контрольно-надзорных мероприятий количество аккредитованных вузов сократилось более чем в два раза (с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017), а количество филиалов негосударственных вузов – более чем в девять (с 523 до 56). Теперь, по словам руководителя ведомства, планируется распространить на аккредитацию вузов подход, реализуемый при аккредитации школ, – проверять не формальные показатели деятельности, а уровень знаний обучающихся.

Эксперты в сфере образования полагают, что в совершенствовании нуждается и сфера целевого обучения, и, как сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, правительственный законопроект, которым предусмотрено, в частности, законодательное закрепление обязанности целевика освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении, и устроиться по окончании обучения на работу в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока, может быть принят в рамках текущей весенней сессии.

Помимо всего прочего, вузы являются основной платформой формирования современной цифровой образовательной среды. Так, в прошлом году был введен в опытную эксплуатацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru) – на момент публикации материала на портале представлены 470 курсов, сформированных 15-ю образовательными платформами. Предполагается, что к 2025 году обучение на онлайн-курсах пройдут около 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает ведомственный проект «Равные возможности», направленный на развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью и предполагающий оказание им помощи как во время обучения, так и при трудоустройстве. Также министерство отмечает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ на всех уровнях образования (сейчас они применяются только на уровне начального общего образования) и увеличения количества детских садов, школ и вузов, способных принять на обучение таких детей. Отметим, что уже в этом году начнется работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одна особая категория обучающихся – иностранные граждане. Для того чтобы увеличить количество иностранных студентов, получающих образование в российских вузах, особенно на очном отделении, предлагается оптимизировать условия их пребывания в России, в том числе в рамках реализуемого межпрограммного приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Уже в этом году планируемый объем внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, должен составить более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

***

В заключение стоит отметить, что качество образования зависит не только от педагогического коллектива и уровня знаний детей, но и от реализуемой региональными министерствами образовательной политики. Поэтому начиная с прошлого года оценке подлежит эффективность управления образованием на региональном уровне, правда, какие последствия повлечет признание работы министерства образования конкретного субъекта РФ неэффективной, пока непонятно.



Остались вопросы?

Позвоните или оставьте заявку на подключение и менеджеры подберут для вас индивидуальный комплект под ваши потребности. 

  • +7 (473) 2-390-790
Бесплатный доступ на 3 дня!

*Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение об использовании персональных данных

×