Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций

Проведенный аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей мониторинг текущего положения компаний – в исследовании, которое прошло в два этапа: с 14 по 18 февраля и с 3 по 7 марта – приняли участие руководители и владельцы 5995 компаний из 85 регионов – показал, что оборот 55,7% компаний по итогам 2021 года не достиг допандемийных значений. При этом если «старые» – действовавшие до 25 февраля текущего года – санкции затрагивали 26,4% респондентов, то введенные после этой даты ограничения могут повлиять уже на 84,1% компаний. Среди главных проблем, которые выделяет бизнес, – прогрессирующий рост закупочных цен (86,6%) – большинство респондентов фиксировали увеличение цен уже в начале года, сейчас положение становится еще сложнее, снижение спроса и выручки (62,1%), падение курса рубля (60,9%) – этой проблемой, нельзя не отметить, обусловлены и первые две, разрыв цепочек поставок (39,6%). Последний связан прежде всего с импортными товарами, но сложности возникают и с поставками российской продукции, имеющей импортные составляющие.

Воздействие санкций, как подчеркнул Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в ходе своей пресс-конференции 14 марта, усиливается из-за высокой зависимости российского бизнеса от импорта. По данным приведенного выше исследования, импортную составляющую до 10% имеют 26,8% компаний, от 10 до 50% – 36,9%, более 50% – 26,4%. О полной зависимости от импорта сообщили 9,9% компаний.

Все это доказывает, что вступление бизнеса, особенно того, который еще не восстановился после вызванного пандемией COVID-19 кризиса, в новый кризис требует от государства серьезных мер поддержки. Более масштабных, чем предпринятые в 2020 и 2021 годах, ведь последними, по данным бизнес-омбудсмена, смогли воспользоваться только 38,5% компаний, 31% участников исследования пытались получить поддержку во время пандемии, но не смогли. Сейчас, по мнению Бориса Титова, поддержкой должно быть охвачено около 90% бизнеса.

Разработка и принятие антикризисных мер ведется в оперативном режиме – два «пакета» законов о поддержке граждан и предпринимателей уже подписаны Президентом РФ. Предпринимаемые меры затрагивают все виды бизнеса, но поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства снова можно выделить в отдельный блок. Рассмотрим некоторые ее виды, а также предложения бизнес-омбудсмена по введению в ближайшей перспективе мер, которые помогут предотвратить усугубление в условиях кризиса системных проблем, с которыми бизнес сталкивается и в относительно спокойное время.


Финансовая поддержка субъектов МСП

В качестве наиболее значимых кредитно-финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, разработанных Правительством РФ и Банком России, можно выделить три программы.

  1. Антикризисная. Эта программа была запущена еще в связи с пандемией для предпринимателей, работающих в отраслях, требующих поддержки в условиях введения ограничительных мер в связи с COVID-19, и позволяет организациям и ИП до 31 марта текущего года включительно оформить кредиты на любые цели, в том числе на рефинансирование ранее полученных кредитов, по ставке до 8,5%, а при условии получения независимой гарантии АО «Корпорация «МСП» (далее – Корпорация МСП) – 8% годовых (причем в данном случае заемщику может быть предоставлена отсрочка по уплате основного долга и процентов по кредиту на срок не менее трех месяцев). Включение ИП или предприятия в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – обязательное условие участия в программе. Общий объем льготного кредитования по ней – 60 млрд руб. Условия программы и список участвующих в ней банков размещен на официальном сайте Корпорации МСП (corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir). При этом Банк России рекомендует уточнять информацию о возможности получения соответствующего кредита непосредственно в выбранном банке.
  2. Инвестиционная. Реализовывать программу также будут Банк России и Корпорация МСП. Согласно размещенной на их официальных сайтах информации программа запускается с 16 марта и позволит среднему бизнесу получать инвестиционные кредиты по ставке до 13,5%, малому и микробизнесу – до 15%. Максимальный суммарный объем кредитования – 335 млрд руб. Подробные условия программы пока не опубликованы, поэтому советуем следить за информацией на сайтах регулятора и корпорации.
  3. Оборотного кредитования. Данная программа будет реализовываться непосредственно Банком России. Как отмечает пресс-служба регулятора1, средние предприятия смогут получить оборотные кредиты со ставкой не выше 13,5% годовых, малые – не выше 15%. Срок действия программы – до 30 декабря 2022 года, общий объем кредитования – 340 млрд руб. Когда начнется реализация и какие банки будут участниками программы, пока не уточняется, но, надо полагать, это станет известно в ближайшее время.

Как сообщила начальник отдела методологии финансовой доступности Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Мария Полякова в ходе организованного ТПП РФ вебинара по вопросам работы банковской системы и финансового рынка в условиях ограничительных мер, введенных в отношении России, оборотные кредиты будут предоставляться на срок до одного года, инвестиционные – до трех лет. «На получение кредитов могут рассчитывать субъекты МСП, работающие во всех отраслях, кроме многоквартирного жилищного строительства. Не смогут получить кредиты субъекты МСП, реализующие подакцизные товары и полезные ископаемые, за исключением общераспространенных [в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ таким субъектам по общему правилу не оказывается финансовая поддержка за счет бюджетных средств. – ГАРАНТ.РУ], а также предприятия с участием крупных холдингов более 25%», – рассказала представитель регулятора.

Анонсированные ставки по кредитам в рамках двух новых антикризисных программ льготного кредитования субъектов МСП – 13,5 и 15%, по мнению руководителя аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Эрнеста Мингазова, – не самые привлекательные, но они все же значительно ниже ключевой ставки, которая, напомним, сейчас составляет 20%. Не исключено, что уже на этой неделе ее размер может измениться – 18 марта состоится заседание Совета директоров Банка России по кредитно-денежной политике (соответствующая информация размещена на сайте регулятора 14 марта). При этом предпосылок для снижения ставки пока нет.

Субъекты МСП имеют право на кредитные каникулы – отсрочку или уменьшение размера платежей – сроком до шести месяцев по кредитным договорам, в том числе обеспеченным ипотекой, которые были заключены до 1 марта текущего года (ст. 7 Федерального закона от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ; далее – Закон № 106-ФЗ). Правда, если осуществляемая им деятельность включена в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 337 перечень. В него вошли 73 наименования видов экономической деятельности (кода ОКВЭД) в области сельского хозяйства, производства, оптовой и розничной торговли, транспортировки пассажиров и грузов, образования, науки, здравоохранения, спорта, культуры, предоставления различных видов услуг. Обратиться в кредитную организацию с требованием об изменении условий кредита: приостановлении обязательств по нему или уменьшении платежей в течение льготного периода, длительность которого определяется самим заемщиком (но, разумеется, не может превышать шести месяцев), можно до конца сентября. Важно отметить, что право на кредитные каникулы имеют и те предприниматели, которые пользовались «пандемийными» каникулами в соответствии с этой же ст. 7 Закона № 106-ФЗ в 2020 году. Если же ИП обратится к кредитору за установлением льготного периода по кредиту как физическое лицо – такая возможность у него тоже есть (и тоже в срок с 1 марта по 30 сентября), получить каникулы по тому же кредиту еще и как субъект МСП он не сможет (ч. 2 ст. 6ч. 2 ст. 7 Закона № 106-ФЗ).

Кроме того, следует помнить о возможности реструктуризации кредитов в рамках собственных программ банков. Банк России рекомендовал кредитным организациям удовлетворять требования заемщиков, у которых есть сложности с исполнением обязательств по кредитным договорам после 18 февраля текущего года в связи с иностранными санкциями, об изменении условий этих договоров в соответствии с программами реструктуризации, а также не начислять по кредитам штрафы и пени. При этом проведение такой реструктуризации рекомендовано не считать фактором, ухудшающим кредитную историю заемщика (п. 3-4 Информационного письма Банка России от 10 марта 2022 г. № ИН-01-23/32 «Об особенностях применения нормативных актов Банка России«).

Стоит также обратить внимание на все еще действующую программу компенсации затрат субъектов МСП на оплату банковских комиссий при использовании системы быстрых платежей (СБП) – она продлена до 1 июля текущего года. Правила предоставления соответствующих бюджетных субсидий утверждены, напомним, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1103 (изначально предполагалось, что получить их можно будет с 1 июля по 31 декабря 2021 года). В этом году из правительственного резервного фонда на эти цели будет выделено до 500 млн руб. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 411-р). Предоставление такой компенсации, как указывает кабинет министров, позволит использующему СБП бизнесу сэкономить на платежах за обслуживание безналичных расчетов и простимулирует предпринимателей, еще не подключенных к системе, начать с ней работать.


Неденежная поддержка

Среди нефинансовых мер поддержки нельзя не упомянуть установленный Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 (далее – Постановление № 336) мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок бизнеса – всего, не только малого и среднего, как предусмотрено ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, – за исключением мероприятий в рамках:

  • санитарно-эпидемиологического контроля объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска: детских садов, школ, детских лагерей и других организующих отдых и оздоровление детей учреждений, отвечающих за питание детей предприятий, родильных домов и перинатальных центров, организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, предприятий, осуществляющих деятельность по водоподготовке и водоснабжению;
  • государственного пожарного надзора в отношении таких отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска объектов, как организации, обеспечивающие реализацию дошкольного и общего образования, отдых и оздоровление детей, роддома, перинатальные центры, учреждения, предоставляющие социальные услуги с обеспечением проживания;
  • государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении производственных объектов, отнесенных к II классу опасности;
  • государственного ветеринарного контроля в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Начатые, но не оконченные на дату вступления в силу Постановления № 336 – 10 марта – проверки должны быть завершены в течение пяти рабочей дней с указанной даты путем составления акта проверки с внесением соответствующих сведений в Единый реестр проверок. И только в случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения, которые могут привести к причинению вреда жизни и здоровью, возникновению чрезвычайной ситуации или ущерба обороне и безопасности государства, контролируемому лицу будет выдано предписание об устранении этих нарушений.

Для внеплановых проверок на текущий год также установлены особые условия проведения, поэтому советуем всем предпринимателям внимательно изучить Постановление № 336.

Важно подчеркнуть, что налоговые органы сейчас не инициируют банкротство должников, ставя в приоритет реструктуризацию их задолженности, что, как предполагается, поможет таким предпринимателям сохранить бизнес (Информация Федеральной налоговой службы от 5 марта 2022 г. «ФНС России приняла решение о приостановлении с 9 марта инициирования банкротства должников«).

Снижению нагрузки на предпринимателей должна поспособствовать и невозможность возбуждения уголовных дел без соответствующих обращений налоговых органов по ряду налоговых преступлений, среди которых – уклонение организации от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, сокрытие денежных средств или имущества организации либо ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и взносов, неисполнение обязанностей налогового агента. С 9 марта такие дела будут возбуждаться только на основании направленных в следственные органы налоговой службой материалов о возможном наличии в совершенном налогоплательщиком нарушении признаков состава преступления (ч. 1.3 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса).

Безусловно важными являются принятые решения в сфере госзаказа:

  • с 8 марта по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2023 года, в случае возникновения проблем с их исполнением по независящим от сторон обстоятельствам (ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • с 12 марта правила списания начисленных и неуплаченных штрафов и пеней по государственным и муниципальным контрактам (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783) стали бессрочными. В соответствии с данными правилами штрафы и пени по неисполненным в полном объеме в связи с введением политических или экономических санкций контрактам списываются на основании письменного обоснования, подтверждающего невозможность исполнения контракта, которое исполнитель (поставщик, подрядчик) представляет заказчику.

Также для упрощения работы предпринимателей в текущей ситуации утверждены особенности разрешительной деятельности в 2022 году (Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353). Они предполагают, в частности, автоматическое продление на 12 месяцев лицензий и других разрешительных документов, срок действия которых истекает до конца года, и установление упрощенного порядка получения и переоформления лицензий – всего, по данным Правительства РФ, будет продлено или переоформлено более 2,5 млн разрешений. Также предусматривается временное изменение порядка сертификации продукции: до 1 сентября предприятия смогут выпускать в обращение на территории России продукцию, в том числе ввезенную из-за границы, которая подлежит оценке соответствия обязательным требованиям, без получения сертификатов соответствия в органах по сертификации или декларирования соответствия на основании полученных от аккредитованных испытательных лабораторий доказательств – организации смогут самостоятельно декларировать соответствие продукции обязательным требованиям на основе собственных доказательств. «В течение полугода предприятия смогут сами гибко перенастраивать производственные процессы, заменять одни компоненты другими. Это не потребует сертификации продукции в лабораториях, предприятия могут сами на основе собственных производственных процессов под свою ответственность выпускать декларации, и, соответственно, это сильно ускорит выход продукции на рынок, – подчеркнул Министр экономического развития РФ Максим Решетников в ходе своего брифинга 14 марта. – На сегодняшний момент серьезные послабления уже введены в процедурах импорта продукции. Это касается также сертификации. Теперь импортеры могут быстрее завозить продукцию и потом ее сертифицировать уже в процессе, одновременно выпустив в обращение».


Какая еще поддержка нужна бизнесу?

По мнению Бориса Титова, предпринимаемые сейчас оперативные меры поддержки бизнеса, безусловно, важны, но они не решают системных проблем, которые усугубятся во время кризиса. По результатам совместной работы аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с региональными бизнес-омбудсменами и непосредственно предпринимателями был сформирован перечень необходимых, по их мнению, мер поддержки всего бизнеса. Предлагается, в частности:

  • в целях уменьшения налоговой нагрузки на работодателей снизить страховые взносы до 12-15% со всей базы оплаты труда для всех предпринимателей. «Опыт пандемии показал, что снижение ставки не ведет к снижению доходов ПФР, наоборот, они выросли. В результате уменьшения страховых взносов работодатели стали платить зарплату по-белому, а не в конвертах, в результате налогооблагаемая база выросла: количество предпринимателей, которые начали платить взносы, компенсировало снижение ставки. Ставка, которая сегодня существует для малого и среднего бизнеса, – 15% [п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса. – ГАРАНТ.РУ] – должна быть распространена на весь российский бизнес. Предприниматели хотят и меньшую ставку – 12%, но снижение для всех хотя бы до 15% могло бы сыграть серьезную стабилизирующую роль для российской экономики», – уверен Борис Титов;
  • в условиях высокой закредитованности бизнеса ввести на определенный период мораторий на выплату основного тела долга по выданным на предпринимательские цели кредитам, то есть провести фактически системную реструктуризацию: банкам нужно будет продлить сроки действия кредитных договоров, не теряя при этом прибыль в виде процентов по кредитам;
  • для недопущения роста безработицы предоставить бизнесу льготные кредиты, которые можно будет не возвращать при условии сохранения численности работников, – по аналогии с действовавшей во время пандемии программой ФОТ 2.0, позволявшей предпринимателям получать кредит со ставкой 2% на выплату заработной платы или погашение ранее полученных кредитов с возможностью полного списания задолженности по нему при условии сохранения на определенную дату установленной численности работников.

Кроме того, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей уверен в необходимости проведения уголовной амнистии бизнесменов. Согласно информации, размещенной на официальном сайте бизнес-омбудсмена, распространить ее предлагается на впервые осужденных за совершение перечисленных в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ преступлений. По данным ФСИН, по состоянию на 1 января 2022 года в СИЗО находились 1196 предпринимателей, обвиняемых по соответствующим статьям (хотя в соответствии с упомянутой нормой УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения к ним не должно применяться), 1081 осужденный по ним бизнесмен отбывал наказание в местах лишения свободы. Таким образом, предлагаемая амнистия затронет около 2300 человек. «Мы по-прежнему видим, что бизнес незаконно обвиняется, часто уголовные дела возбуждаются не с целью наказания виноватых. Сегодня необходимо использовать компетенции этих людей, которые обвиняются, в частности, по таким составам, как мошенничество, причинение имущественного ущерба, злоупотребление полномочиями, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, – их энергия и опыт нужны нашей экономике в тяжелый период. Именно предприниматели всегда спасали Россию в сложные времена», – отметил Борис Титов.

Также бизнес-омбудсмен рекомендует руководителям регионов как можно быстрее снять введенные в связи с распространением COVID-19 ограничения, не сопоставимые с текущим уровнем заболеваемости и затрудняющие работу предпринимателей, например существенно ограничивая заполняемость и не позволяя работать в ночное время.



×