Документооборот по НДС в 2015 году

Документооборот по НДС в 2015 году
Изменения по НДС призваны упростить порядок учета и сократить объем документооборота. Однако выявляемые в ходе проверок деклараций расхождения заставят инспекторов запрашивать еще больше документов.

Вступили в силу нормы, направленные на реализацию Плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования»*(1). Данный документ касается в том числе и НДС. Так, одними из его главных целей являются:
— стимулирование перехода налогоплательщиков и контролирующих органов на электронный документооборот;
— повышение эффективности механизмов администрирования НДС;
— упрощение порядка учета НДС за счет сокращения количества выставляемых счетов-фактур (что приведет к уменьшению времени, требуемого на ведение учета и подготовку налоговой отчетности), а также за счет отмены обязанности вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (он дублирует книги покупок и продаж);
— сокращение избыточного документооборота за счет выставления сводных счетов-фактур и счетов-фактур от имени агента.

Рассмотрим изменения законодательства, связанные с новыми правилами документооборота по НДС, которые, в частности, распространяются на налогоплательщиков, освобожденных от обязанностей исчисления и уплаты данного налога.

Кто должен вести журнал учета счетов-фактур

С 1 января 2015 года у налогоплательщиков больше нет необходимости вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее — журнал)*(2). Соответственно, для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС или для продления срока такого освобождения данный документ не нужно представлять в инспекцию*(3).

Вместе с тем налогоплательщики-посредники, -экспедиторы и -застройщики обязаны вести журнал за кварталы, в которых они выставляли или получали счета-фактуры в рамках своей деятельности.

Указанное правило распространяется и на компании, которые освобождены от НДС*(4) и при этом не являются налоговыми агентами, а также на «спецрежимников» (например, на УСН или ЕНВД). В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении деятельности в качестве посредников, экспедиторов или застройщиков такие организации должны представлять журнал в свою инспекцию в электронном виде в срок, предусмотренный для сдачи декларации по НДС*(5).

Под посредниками в данной статье следует понимать лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента).

Экспедиторами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции. При этом экспедиторы при определении налоговой базы по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль, ЕСХН или УСН должны учитывать в составе доходов только свое вознаграждение при исполнении данных договоров.

В противном случае (если все полученные доходы отражаются как собственные) экспедитор не может быть приравнен к посредникам, а потому специальные нормы главы 21 Налогового кодекса к нему не относятся.

Под застройщиками следует понимать лиц, ведущих деятельность в качестве технических заказчиков. Поясним почему. Несмотря на то что Глава 21 Налогового кодекса оперирует понятием «застройщик», по нашему мнению, законодатель имел в виду именно технического заказчика. Дело в том, что термин «застройщик» упоминается в одном ряду с посредниками и экспедиторами (действующими как посредники). То есть можно предположить, что под застройщиком в данном случае понимается лицо, действующее от имени и по поручению третьего лица.

Таковым в силу Градостроительного кодекса РФ*(6) является именно технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо — который уполномочен застройщиком и от его имени заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве и т.д. То есть поскольку в определении прямо указано, что технический заказчик заключает договоры от имени застройщика, то договор между ними (которым застройщик передает техническому заказчику соответствующие полномочия) следует квалифицировать как договор поручения*(7) или, скорее, как агентский договор по модели поручения*(8). Застройщиком же, согласно Градостроительному кодексу РФ*(9), является лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Упоминание застройщика в Налоговом кодексе в таком контексте в одном предложении с посредниками нелогично.

Важно! Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур с 2015 года обязаны вести лишь посредники, экспедиторы и застройщики (в т.ч. освобожденные от уплаты НДС и применяющие спецрежимы). Но регистрировать в журнале необходимо только счета-фактуры, полученные/выставленные в качестве посредника. А вот счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения, им регистрировать в журнале не нужно.

Описанные выше нововведения потребовали соответствующих изменений и в постановление N 1137*(10). Так, в журнал добавлены графы, предназначенные для отражения сведений о деятельности посредников, экспедиторов и застройщиков*(11). Подобные графы добавлены и в книги покупок и продаж.

Данные изменения должны способствовать усилению контроля налоговиками НДС при посреднических операциях, в частности, путем сравнения данных о счетах-фактурах, которые выставил посредник, экспедитор или застройщик, с данными, которые отразил комитент (принципал), клиент, заказчик (инвестор).

Как заполняется налоговая декларация

Налоговая декларация по НДС заполняется на основе сведений, указанных:
— в книге покупок и книге продаж — всеми налогоплательщиками, за исключением некоторых категорий*(12);
— в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур — посредниками, экспедиторами и застройщиками, являющимися налогоплательщиками (налоговыми агентами);
— в выставленных счетах-фактурах — «спецрежимниками» и налогоплательщиками, освобожденными от уплаты НДС*(13), в случае выставления контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

В связи с изменением порядка заполнения ФНС России утвердила новую форму декларации по НДС*(14). Ее необходимо будет представлять уже начиная с отчетности за I квартал 2015 года*(15).

Форма декларации существенно расширилась за счет информации, которую следует перенести из книг покупок (раздел 8) и продаж (раздел 9).

Кроме того, появились следующие новые разделы, которые надо будет заполнять на основании счетов-фактур:
— Раздел 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, отражаемых за истекший налоговый период»;
— Раздел 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, отражаемые за истекший налоговый период»;
— Раздел 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации».

Порядок контроля сумм НДС налоговиками

Изменения в документообороте по НДС, в частности переход на электронный документооборот, а также внесение дополнительных граф в журналы выставленных и полученных счетов-фактур и книги покупок и продаж в отношении деятельности посредников, экспедиторов и застройщиков, фактически направлены не столько на упрощение жизни налогоплательщиков, сколько на усиление администрирования налога, так как позволят инспекторам более эффективно контролировать отчетность.

В частности, налоговики будут проверять соответствие сведений об операциях, содержащихся в декларации, представленной компанией, сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации (или журнале), представленной ее контрагентом. В случае выявления противоречий (например, несовпадения сумм), если они свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению, инспекция вправе истребовать у компании счета-фактуры, первичные и иные документы, которые могли бы объяснить обнаруженные несоответствия*(16).

Более того, при представлении декларации, в которой заявлено право на возмещение налога*(17), и при обнаружении несоответствий*(18) инспекторы вправе произвести осмотр территорий, помещений, документов и предметов, принадлежащих компании*(19).

В заключение отметим, что описанные в статье изменения содержат и отрицательные моменты. В силу неотработанности механизма оформления и представления документов возможность выявления расхождений и несоответствий между сведениями деклараций двух контрагентов достаточно высока (например, в случае, когда покупатель не включил (намеренно или случайно) счет-фактуру в книгу покупок). Поэтому в первое время объем документооборота между инспекциями и компаниями только увеличится вопреки целям, поставленным Планом мероприятий. Ведь налоговики то и дело будут запрашивать счета-фактуры, первичные и иные документы, которые могли бы объяснить обнаруженные несоответствия.

О. Ткач,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

«Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2015 г.


*(1) утв. распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р (далее — План мероприятий)
*(2) п. 3 ст. 169 НК РФ; Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ (далее — Закон N 81-ФЗ)
*(3) п. 6 ст. 145 НК РФ; Закон N 81-ФЗ
*(4) ст. 145 НК РФ
*(5) п. 5.2 ст. 174, пп. 3, 3.1 ст. 169 НК РФ
*(6) п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ
*(7) ст. 971 ГК РФ
*(8) ст. 1005, 1011 ГК РФ
*(9) п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ
*(10) пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
*(11) пост. Правительства РФ от 30.07.2014 N 735
*(12) п. 5.1 ст. 174 НК РФ
*(13) абз. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ
*(14) приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@
*(15) письмо ФНС России от 10.11.2014 N ЕД-4-15/22994
*(16) п. 8.1 ст. 88 НК РФ
*(17) п. 8 ст. 88 НК РФ
*(18) п. 8.1 ст. 88 НК РФ
*(19) п. 1 ст. 92 НК РФ



Остались вопросы?

Позвоните или оставьте заявку на подключение и менеджеры подберут для вас индивидуальный комплект под ваши потребности. 

  • +7 (473) 2-390-790
Бесплатный доступ на 3 дня!

*Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение об использовании персональных данных

×