Новое в налогообложении физических лиц

Новое в налогообложении физических лиц
В среднесрочной перспективе в налогообложении физических лиц произойдут заметные изменения. Впервые в проекте Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Минфин сформулировал новую концепцию налогообложения инвестиционного дохода физических лиц. Что же ждет нас в будущем?

В 2013 году государство начало налоговый маневр — снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление. Причем наиболее ярко этот маневр заметен в налогообложении физических лиц. С одной стороны, создаются дополнительные преференции по НДФЛ, с другой стороны, вводится так называемый налог на роскошь*(1). Поскольку налогообложение физических лиц претерпит существенные изменения в течение ближайших лет (до 2018 года), остановимся на анализе этих изменений подробно.

Физических лиц не ждет ни введение прогрессивной шкалы налогообложения, ни повышение ставки НДФЛ. Сглаживание налоговой нагрузки между гражданами с разным уровнем дохода будет достигнуто иными способами. Будут освобождены от НДФЛ социально значимые выплаты, что снизит налоговую нагрузку на малоимущие слои населения. А для того, чтобы не допускать бесконтрольного роста необлагаемого дохода обеспеченных граждан, Минфин предлагает оптимизировать имущественные вычеты.

Выравнивание налогообложения инвестиционного дохода

Впервые Минфин обозначил, что налоговое бремя в отношении разного рода инвестиционных доходов граждан должно быть одинаковым. Для создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц Минфин предлагает в одних случаях вводить новые льготы, а в других — ужесточать действующие ограничения. Для реализации этих изменений Минфин установил достаточно продолжительный период: до 2018-2020 годов.

Сейчас доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций, не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Напомним, что критериями освобождения от налога дохода от продажи имущества в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ являются, во-первых, срок владения имуществом, во-вторых, размер дохода от его реализации. Так, НДФЛ не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более трех лет.

Также согласно ст. 214.2 НК РФ налогом не облагаются проценты по рублевым банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов (по вкладам в иностранной валюте до 9% годовых).

Таким образом, с налоговой точки зрения инвестиции в ценные бумаги менее привлекательны по сравнению с инвестициями в банковские вклады или недвижимость.

Вариант с полным освобождением от НДФЛ реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг, который бы решил данную проблему, Минфин отвергает по следующим основаниям. Предоставление налоговой льготы на всю сумму дохода, получаемого от реализации ценных бумаг, приведет к снижению прогрессивности налогообложения, поскольку вероятность получения таких доходов для лиц с более высокими доходами больше, чем для низкодоходных групп населения. В результате более обеспеченные лица будут платить меньший налог со своих доходов, чем менее обеспеченные.

Не предлагая пока окончательного варианта решения, Минфин выносит на наш суд следующие подходы к решению проблемы выравнивания налогообложения инвестиционных доходов:

1) введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также от инвестиционных паев ПИФов, состоящих из указанных ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Данная льгота не будет распространяться на доходы от прямых инвестиций, для чего предельная сумма доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, будет ограничена величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, эквивалентного не более чем 1% акционерного капитала компании;

2) изменение порядка освобождения от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Минфин предлагает снизить порог необлагаемых процентов по вкладам до следующих размеров: по вкладам в рублях — до величины ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 процентных пункта (против действующего в настоящее время увеличения на 5 процентных пунктов), а по вкладам в иностранной валюте — до 6% годовых (против 9% в настоящее время). В долгосрочном периоде (с 2018-2020 годов) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также применение аналогичных правил обложения НДФЛ процентных доходов, получаемых по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением. При этом Минфин признает, что это потребует существенных изменений в части налогового администрирования;

3) изменение порядка освобождения от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе. Предлагается установить новое требование для освобождения от НДФЛ доходов от продажи имущества: в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта должно находиться не более трех таких объектов;
4) включение в законодательство о ценных бумагах понятия «индивидуальный инвестиционный счет». При этом физические лица получат возможность по своему выбору воспользоваться одной из следующих льгот:
— инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. руб. за налоговый период;
— вычетом в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее 5 лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.

В свете грядущих льгот в ином свете предстает метод учета выбытия ценных бумаг ФИФО. Надо признать, что на растущем фондовом рынке ФИФО проигрывает по сравнению с методом ЛИФО. После того как ФИФО стал единственно возможным методом учета выбытия обращающихся ценных бумаг, многие инвесторы почувствовали на себе возрастание налоговой нагрузки. Ведь им приходится списывать в первую очередь более ранние по времени приобретения, а значит, скорее всего, и более дешевые пакеты ценных бумаг. Но с вводом инвестиционной льготы возникает выгода именно от метода ФИФО, поскольку первые по времени приобретения ценные бумаги имеют самый высокий шанс претендовать на полное освобождение от НДФЛ.

Имущественный вычет при приобретении жилья

Новоселов ожидают приятные налоговые изменения. Минфин счел допустимым, чтобы физические лица могли полностью воспользоваться вычетом, предоставляемым при покупке жилой недвижимости, в установленном НК РФ максимальном размере — 2 млн. руб. В настоящее время этот вычет зачастую по различным причинам не может быть использован весь. Для исправления такого положения дел предлагается перейти к предоставлению указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества объектов жилой недвижимости (долей в приобретаемых объектах) — в пределах максимального размера имущественного налогового вычета, то есть до 2 млн. руб. Таким образом, физические лица получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы вычета.

Социально значимые выплаты

С 2014 года планируется расширить список социально значимых выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ. Речь идет прежде всего о следующих доходах:

— компенсационные выплаты за вредные условия труда, а также бесплатная выдача лечебно-профилактического питания;
— гранты Президента РФ, выделяемые для проведения научных исследований;
— гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ;
— материальная помощь, выплачиваемая службой занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
— денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости гражданам в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность;
— материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам;
— оплата проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска на территории РФ и обратно и провоза их багажа;
— материальная помощь и подарки, получаемые ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, без ограничения суммы (в настоящее время согласно п. 33 ст. 217 НК РФ лимит составляет 10 тыс. руб.).

Совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц

В налоговую систему РФ будет включен налог на недвижимое имущество. Первоначально плательщиками данного налога будут признаны только физические лица, в среднесрочной перспективе к ним добавятся и юридические лица.

Главное отличие от налога на имущество физических лиц заключается в том, что в качестве базы для исчисления налога на недвижимость применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, а не инвентаризационная стоимость*(2).

Объектами обложения налогом на недвижимое имущество являются здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на которых располагаются объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.

Налогоплательщикам предоставляется налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м соответствующего объекта налогообложения.

По объектам налогообложения, кадастровая стоимость которых не превышает 300 млн. руб. включительно, предельные налоговые ставки составляют:

— 0,1% — по жилым помещениям, в том числе жилым домам (строениям), расположенным на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также по объектам незавершенного капитального строительства, относящимся к указанным объектам;
— 0,5% — по объектам капитального строительства и объектам незавершенного капитального строительства, не относящимся к жилищному фонду;
— 0,3% — по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом, приобретенным (предоставленным) для личного подсобного и дачного хозяйства;
— 1,5% — по прочим земельным участкам.
В рамках налогообложения престижного потребления предусмотрены повышенные ставки налогообложения (до 1,5%) по объектам, совокупная кадастровая стоимость которых составляет более 300 млн. руб.
По мнению Минфина, налог на недвижимость на территории России будет вводиться по мере готовности муниципальных образований вплоть до 2018 года.

Транспортный налог

В целях повышения налога с дорогих транспортных средств предусмотрено установление с 01.01.2014 нормы, согласно которой сумма транспортного налога будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. руб.

Налоговое администрирование

Для удобства граждан, возможно, будет принят единый срок уплаты физическими лицами транспортного налога, земельного налога, налога на недвижимое имущество и налога на имущество физических лиц.

Однако не только об удобстве граждан, но и об интересах налоговых органов радеет Минфин. Возросло количество случаев участия физических лиц, в том числе бенефициариев — конечных получателей необоснованной налоговой выгоды, в схемах уклонения от налогообложения. Распределение в пользу этих физических лиц и перераспределение между ними финансовых потоков скрыто от контроля налоговых органов, поскольку те в настоящее время не наделены правом получать от банков для целей налогового контроля сведения о счетах (вкладах) физических лиц, не являющихся ИП. Доступ налоговых органов к такой информации необходим для налогового контроля и обязательного наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью. Поэтому Минфин предлагает предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, а также выписок по операциям на счетах и по вкладам физических лиц, не являющихся ИП.

Вместо заключения

Итак, что же ждет граждан в среднесрочной перспективе? Путем ослабления налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами и ужесточения налогообложения доходов по банковским вкладам, а также доходов от продажи имущества за период до 2018-2020 годов будут уравнены налоговые условия инвестирования в различные активы. В России создается Международный финансовый центр, поэтому налоговые преференции для инвесторов фондового рынка практически гарантированы. Несколько увеличится налоговое бремя доходов от банковских вкладов и от продажи имущества, но коснется это только тех, кто на регулярной основе подобным образом извлекает инвестиционный доход. Увеличится нагрузка на конечное потребление, так как за право владеть дорогой недвижимостью и автомобилями придется заплатить повышенный налог. И скорее всего, вклады физических лиц не будут окутаны столь плотным покровом банковской тайны.

Минфин обозначил два основания для направления сведения о вкладах граждан в налоговые органы: первый поток будет носить регулярный характер в случае принятия решения об обложении НДФЛ абсолютной суммы процентов, второй поток будет носить выборочный характер в случае обоснованных подозрений об участии физических лиц в противоправных налоговых схемах.

О.Е. Орлова,
эксперт журнала «Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения»

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 12, июнь 2013 г.


*(1) Как таковой налог на роскошь не существует, под ним подразумевают повышенные ставки по налогу на недвижимое имущество и транспортному налогу.
*(2) Налог на имущество регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».



×