Комментарий к Федеральному закону N 285-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 03.11.2010 N 285-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

В настоящее время предприятия многих стран мира во внешнеэкономической деятельности широко используют бартерные сделки, в которых не производятся встречные поставки товаров на таможенную территорию участвующего в них государства. Законодатели, обратившие внимание на это, возможным примером таких поставок считают частичную оплату поставок обогащенного урана путем передачи на зарубежных конверсионных предприятиях эквивалентного количество сырья без его физического ввоза на таможенную территорию России.

Но как раз для хозяйствующих субъектов нашей страны затруднено применение подобных операций, в частности, по причине того, что Налоговый кодекс до сих пор не учитывал их особенностей.

В действующей редакции абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик должен подтвердить ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование. Для этого он представляет соответствующие документы. Только при выполнении этого условия он может подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0% по НДС.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование (абз. 4 пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в документе, оформляющем внешнеторговую бартерную сделку, должны указываться:

— дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;

— номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара. В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (далее — встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из РФ товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров;

— перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;
— перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, ни Налоговый кодекс, ни Федеральный закон N 164-ФЗ не вносят ясности, какими документами при отсутствии ввоза товаров российский налогоплательщик может подтвердить обоснованность применения нулевой ставки.

Более того, в ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ сказано, что российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные законодательством РФ для осуществления текущих валютных операций*(1), обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование таких объектов.

При этом необходимо подтвердить соответствующими документами факт ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств.

Превышение указанных выше сроков, а также выполнение иностранным лицом обязательства по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, допускаются только при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 3 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ).

В пункте 7 Положения об осуществлении на территории РФ контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме*(2) сказано, что такое разрешение, определив обоснованность предусмотренных договором условий, выдает Министерство внешнеэкономических связей. При этом делается ссылка на другой документ — Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента РФ от 18.08.1996 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»*(3) (п. 3).

Законодатели сочли этот порядок неэффективным. Но главное то, что ни о каких сроках, установленных законодательством РФ для осуществления текущих валютных операций, в Федеральном законе N 173-ФЗ*(4) не упоминается. А ведь именно этот закон устанавливает, в частности, правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Кроме того, положения ч. 2 и 3 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ устанавливают для российских субъектов внешнеторговой деятельности необоснованные сложности и запреты и препятствуют нормальному осуществлению ими внешнеторговой деятельности, то есть противоречат принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности:
— выбору мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— исключению неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесению ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ.

В связи с этим в законодательство внесен ряд изменений, для чего принят Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ*(5). Абзац 4 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ изменен таким образом, что требование о предоставлении документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки, упомянутых в ч. 2 и 3 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ, распространяется только на тех налогоплательщиков, которые осуществляют внешнеторговые товарообменные (бартерные) операции с ввозом товаров на территорию РФ.

Примечание. Федеральный закон N 285-ФЗ опубликован в «Российской газете» 10.11.2010. Статья 1 вступит в силу с 01.01.2011. Статья 2 действует с 20.11.2010.

Если ввоза товаров согласно условиям международного контракта на территорию РФ не происходит, то необходимо представить в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции, подтверждающие получение налогоплательщиком данных товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование. Об этом говорится в новом абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ. Учтен также и случай, когда товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица.

Внесены поправки и в ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ. В ней уже не упоминается о сроках, установленных законодательством РФ для осуществления текущих валютных операций. Ничего теперь не говорится и о том, что в случае выполнения иностранным лицом обязательства по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, необходимо разрешение от Правительства РФ (отменена ч. 3 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ).

Налогоплательщики, как ввозящие, так и не ввозящие товар на территорию РФ, должны выполнить требования, предусмотренные ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ, в сроки, установленные условиями сделок. Если все-таки ввоз товаров на территорию РФ не предусматривается, то все равно надо подтвердить их реализацию документально, как это определено условиями сделки. На реализацию таких товаров отводится год (изменена ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ). В действующей редакции подобные условия, правда, с гораздо более жесткими сроками, предусмотрены только в отношении внешнеторговых бартерных сделок по договору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектныхобъектов в иностранном государстве.

М.В. Подкопаев,
редактор журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

«Акты и комментарии для бухгалтера», N 23, декабрь 2010 г.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Они исчисляются с даты фактического пересечения экспортируемыми из РФ товарами таможенной границы РФ, с момента оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.
*(2) Утверждено ВЭК РФ N 07-26/3226, МВЭС РФ N 10-83/2007, ГТК РФ N 01-23/10035 28.05.1997.
*(3) Утвержден МВЭС РФ 13.03.1997 N 10-83/897, ГТК РФ 04.03.1997 N 01-23/4663, ВЭК РФ 28.02.1997 N 07-26/356.
*(4) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
*(5) Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».



×