Вопрос:
Удерживается ли НДФЛ с дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, при ликвидации организации?
И начисляются ли страховые взносы на дополнительную компенсацию?
Выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении, в том числе дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, освобождаются от обложения НДФЛ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.
Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка включаются в налоговую базу по НДФЛ в установленном порядке.
Дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, не подлежит обложению страховыми взносами.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель, в том числе в случае ликвидации организации с письменного согласия работника, имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Закрытый перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 217 НК РФ.
Так, п. 3 ст. 217 НК РФ определяет, что не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников.
Исключение составляют, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На основании данной нормы работники финансового ведомства приходят к выводу, что любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении, освобождаются от обложения НДФЛ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка.
К указанным выплатам относится и дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемая в соответствии со ст. 180 ТК РФ.
Такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка включаются в налоговую базу по НДФЛ в установленном порядке.
Данная точка зрения нашла отражение, например, в письмах Минфина России от 08.07.2013 N 03-04-05/26273, от 06.03.2013 N 03-04-06/6723.
Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, а также гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Так, пп. «д» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск).
Учитывая изложенное, дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, не подлежит обложению страховыми взносами. Аналогичное мнение изложено в письме Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 N 1145-19.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- В настоящее время распространяется информация о том, что ФНС России в отдельных случаях не будет штрафовать организации/ИП, предоставляющие услуги, реализующие товары и прочее, за отсутствие бумажного чека. Каким нормативно-правовым актом это предусмотрено? Есть ли консультации и разъяснения по данному вопросу? Какая альтернатива бумажному чеку допускается и в чем заключается специфика работы данного механизма?
- Некоммерческая организация (благотворительный фонд) безвозмездно…
- Можно ли оштрафовать гражданина за самовольное занятие земельного участка
- Какие документы понадобятся мне для государственной регистрации права собственности
- Что такое охранная зона пункта государственной геодезической сети, и что делать, если на моем участке стоит такой пункт?